Герои среди нас

Тренера ребенок видит чаще, чем родителей

Александр Ким - главный тренер мужской сборной Республики Казахстан по спортивной гимнастике.

В спорте я уже 28 лет. Все это время – в качестве тренера.

Три последних года я являюсь главным тренером сборной. До этого 10 лет был старшим тренером молодежной сборной.

Я могу вам сказать, как специалист, что в мире сейчас очень много сборных претендуют на медали на чемпионатах мира, Азии, Европы, Америки… Поэтому во всех странах сейчас гимнастика – это один из самых популярных видов спорта.  Спортивная гимнастика развивает очень много качеств: силу, гибкость, координацию.

Самое сложное в работе тренера – сохранять терпение. Все дети как дети - они ничего не умеют поначалу. Их надо сперва научить.

Еще важнее терпение родителей. Приводить, соблюдать режим, приводить, режим сна, питания, тренировок - это очень сложно. Жизнь многообразна, есть очень много других видов деятельности – это и компьютеры, и книги, телевидение, кино. Все, что привлекает молодежь.

У меня никогда не было таких ребят, которых надо было заставлять заниматься. Вообще, изначально все дети приходят потому, что их приводят родители. А уже задача тренера – заинтересовать. И получается это неплохо, у нас преподаватели универсальные, они знают много методов, игр. Я ни разу не видел, чтобы кто-то пришел и сразу ушел.

За 28 лет я побывал на 20 чемпионатах мира, на 3 азиатских играх, на 1 молодежных олимпийских играх. Это большой успех. У меня много таких ребят, которые постоянно выступают на международных соревнованиях, берут первые места и становятся победителями.

Большой успех – это результат работы целой команды. С одним гимнастом, как правило, работают шесть тренеров. А среди них еще есть личный тренер, который не только в подготовке участвует, но и в личной жизни спортсмена -  как спит, что ест, как общается с другими людьми.

Тренер формирует характер, мировоззрение. Ребенок видит тренер по восемь часов в день – четыре часа утром, четыре часа вечером. А на учебно-тренировочных сборах вообще по несколько недель безотрывно.

Когда я впервые устроился в 1989 году в школу, мне директор начал рассказывать, что не все мои ученики продолжат заниматься в будущем. Что год за годом они будут уходить из спорта. В среднем из 100 человек, которых ты учишь, останется один мастер спорта. И в 2002 году, спустя 13 лет, у меня появился первый мастер спорта.

Работа тренера очень многообразна. Это и техническая, и физическая работа. Много упражнений. Но это еще и психология. Надо заинтересовать.

Заинтересовать надо не только медалями. Надо найти у ребенка сильные стороны – вот ему нравится прыгать, или заниматься на брусьях, или выполнять силовые упражнения. Как правило, у кого есть силы, у того слабая гибкость, и наоборот, если развита гибкость, то силовая подготовка слабее. И надо найти ту самую золотую середину, чтобы развивать все.

Взаимовыручка всегда спасает. Конечно, среди ребят есть здоровая конкуренция, но так, чтобы внутри, в коллективе - нет, такого нет. Командой выступать всегда легче.

Хорошо, что гимнастика в нашей стране популярна.